Мотоциклы Харлей Дэвидсон

0
1
MoneyMan

Наверное, ни одна марка мотоциклов не овеяна ореолом такой романтики, как эта. Харлей – это даже не сам мотоцикл. Это ощущение того, что ты стал частью легенды. Уже на протяжении более чем сотни лет транспортные средства данной модели продолжают бороздить дорожные просторы. В случае, если Вам понадобятся запчасти для Harley Davidson с доставкой — обращайтесь по ссылке: https://hdtuning.ru/help/delivery/.

Но, как и у всякой легенды, у этой есть начало, есть свои истоки. Обратимся к ним. Скажу, возможно, крамольную вещь, однако Вильям Харли и Артур Дэвидсон вовсе не собирались заниматься мотоциклами. Просто лодке потребовался мотор, и они собрали его на основе модели «Де Дион». После этого получившийся образец объемом 167 куб.см. был установлен на велосипед. Впрочем, этот опыт был неудачным – не хватало мощности, да и велосипедная рама не была приспособлена к таким нагрузкам.

Так бы все и закончилось, однако друзья решили не сдаваться и в 1903 году свет увидел их первый полноценный мотоцикл с двигателем мощностью 3 л.с. при 405 «кубах» рабочего объема, оснащенным автоматическим впускным клапаном и ременной передачей на заднее колесо. Модернизации была подвергнута и рама, в основном это касалось нижней части, на которую крепился мотор – это значительно снизило центр тяжести. На этот раз конструкция полностью удовлетворила ожидания создателей, так что те несколько лет не вносили в нее никаких существенных изменений. Как раз в это время к ним присоединились братья Артура – Уолтер и Вильям Дэвидсоны.

Вплоть до 40-х годов все мотоциклы новой компании были оборудованы короткорычажными вилками с пружинными стойками, впервые же этот элемент был использован на мотоцикле 1907 года (420 куб.см. 4 л.с.). Ставший своеобразной визитной карточкой компании V-образный двухцилиндровый двигатель впервые был применен в 1909 году на мотоцикле «5D» (7 «лошадок», 810 «кубов»), однако из-за технического несовершенства конструкции эта версия в 1911 году была заменена мотором «7D», который при тех же параметрах оснащался механическим приводом верхних впускных клапанов. Модель 1912 года («Х8Е») отличалась более низким седлом и объемом двигателя в 989 куб.см.

1914 год ознаменовался использованием во всех моделях двухступенчатой коробкой передач, чуть позже ее сменила трехступенчатая, располагаемая за двигателем. Модели 1915 года могли, помимо всего прочего, похвастаться генератором и электрической фарой.

Примерно в этот период начинает свою активную жизнедеятельность гоночный отдел компании «Харли Дэвидсон». К сожалению, несмотря на приглашенного конструктора Вильяма Оттавея, время спортивных достижений марки пришло много позже, в двадцатых годах. Америка вступила в войну, что повлекло за собой значительные оборонные контракты.

Окончание войны было ознаменовано интересной моделью «19W Спорт», спроектированный по примеру британской «Дуглас». Необычным в ней было то, что был применен нижнеклапанный оппозитный двигатель (584 куб.см., 8 л.с.), развернутый цилиндрами вдоль рамы. В США модель не получила большого спроса, выпускалась пять лет, почти все машины шли на экспорт. Кстати, в 1920 году «Харли Дэвидсон» вышли на первые позиции по производству и продажам мотоциклов в мире.

В 1921 году увидели свет две версии модели «17J», разработанной накануне войны. Обе имели двигатель в 1207 «кубов», но модель «J» оснащалась системой зажигания батарейного типа, а на «FD» устанавливали магнето. В 1925 году мотоциклы компании получили знаменитые каплевидные бензобаки. Модель «А», выпущенная в 1925 году, оснащалась одноцилиндровым нижнеклапанным мотором (346 куб.см, 8 л.с.). Версия «АА» представляла собой верхнеклапанную модель мощность 12 л.с. Именно на ее основе был разработан спортивный мотоцикл «Пишутер», впервые заявивший о компании на трековых и шоссейно-кольцевых гонках.

Модели «JD» и «JDS» (обе с двигателями объемом 1207 куб.см. и мощностью 24 л.с.) были представлены в 1926 году, причем последняя отличалась от первой лишь наличием боковой коляски. В 1929 году морально устаревшие одноцилиндровые модели с двигателями объемом до 350 куб.см. заменила модель «С» (490 куб.см., 10,5 л.с.).

Новые двухцилиндровые модели «D» и ее форсированный вариант «DL» (738 куб.см., 15 и 18 л.с. соответственно), увидевшие свет в 1929 году, получились недоработанными – пришлось спешно разрабатывать новую раму, а для другой модели «V», призванной сменить серию «J» — новое сцепление. Однако экономический кризис сказал свое веское слово и эти модели не смогли найти широкого спроса, что привело к падению продаж в четыре раза всего за три года. Исправила это положение модель «Е» (998 куб.см., 38 л.с.) , стартовавшая в 1936 году и ставшая настоящим триумфом компании. Впервые была использована смазочная система с сухим картером. Из других особенностей можно отметить четырехступенчатую коробку передач, усиленную раму и приборную панель на бензобаке. Среди почитателей марки эта модель известна, как «Наклхэд». На спортивной версии «ES» в 1937 году известный гонщик Джо Петрали развил скорость более 217 км/час.

Новинки, воплощенные в модели «Е», показались компании настолько удачными, что позднее многие ее элементы были применены на мотоциклах других серий. Новые версии получили обозначения «WL» и «UL». Из других интересных моделей того времени нельзя не отметить нижнеклапанную «UH» (1312 куб.см., 39 л.с.).

В период Второй Мировой войны производство компании замкнулось на «WLA», армейском мотоцикле, разработанном на основе 738-кубового «WL». Интересно отметить, что было выпущено около 1000 «ХА 750», разработанных на основе немецкой «BMW R71». Эти мотоциклы могли похвастаться двухцилиндровым оппозитным двигателем объемом 748 куб.см. и мощностью 23 л.с., карданной передачей.

С завершением войны в модельный ряд вернулись «WL» и «Наклхэды», кроме того, в 1947 году компания удивила мотолюбителей, выпустив легкий одноцилиндровый мотоцикл «S125» (123 куб.см., 3 л.с.). Специально этот мотоцикл не разрабатывался – его чертежи по репарационным соглашениям были привезены из побежденной Германии.

Знаменитые «Пенхеды» (прозванные так из-за алюминиевых головок цилиндров) впервые были заявлены в 1947 году и представляли собой верхнеклапанные модели с V-образными двигателями. В 1949 году появились первые мотоциклы с другим легендарным обозначением «Гидроглайд», полученным за телескопические передние вилки с гидроамортизацией. В 1951 году «WL» был с почетом отправлен на пенсию, а в качестве замены конструкторы предложили не слишком оригинальную модель «К» с аналогичным двигателем (738 куб.см., 30 л.с.), оснащенную четырехступенчатой коробкой передач. Зато полностью была переработана дуплексная рама, телескопическая вилка и маятниковая задняя подвеска. Однако не они, а дебютировавший в 1957 году «ХL Sportster» (883 куб.см. 40 л.с.) стали настоящим прорывом для компании. Модель получилась настолько успешной, что на ее основе были выпущены две вариации – форсированный «ХLН» (47 л.с.) и облегченный спортивный «ХLСН».

«Пенхеды» тоже не оставались без внимания. Гидрокомпенсаторы перекочевали в нижнюю часть механизма газораспределения, что увеличило надежность. Новым мотором оснащались модели «F» и «FL», 55 и 60 «лошадок» соответственно.

Вплоть до 1962 года тяжелые мотоциклы компании не подвергались существенным модернизациям, чего нельзя сказать о легких моделях («Супер-10», 165 куб.см. и мотороллер «Топпер», 165 куб.см.). С 1962 года в дизайне мотоциклов стал широко использоваться облицовочный пластик. В 1965 году родилась легенда «Электроглайд», оснащенная электростартером. В 1967 году аналогичное усовершенствование коснулось семейства «Спортстеров». В 1969 году «Харлей Дэвидсон» вошел в состав концерна «AMF». Это повлекло за собой повышение производства и продаж, однако качество выпускаемой продукции оставляло желать лучшего. Без всякого сомнения, этот период можно назвать кризисом знаменитой марки. В это время произошло лишь одно по-настоящему выдающееся событие в истории этой компании – была создана модель «FX 1200 Суперглайд», в дизайне которой был воплощен тот стиль, который сейчас называется «круизером» и который стал визитной карточкой компании. В 1972 году увидела свет обновленная модель «Спортстера» (997 куб.см., 60 л.с. специальный дисковый передний тормоз и спортивный стиль), однако особого отклика в сердцах мотолюбителей эта модель не нашла. Зато «Лоу Райдер», представленный в 1977 году, стал хитом, во многом благодаря дизайну в стиле чопперов-кастомов. Наконец, именно в это время нашла свое применение передача с использованием усиленного кевларом зубчатого ремня, позже ставшая нормой для всех мотоциклов марки.

Восьмидесятые годы стали периодом нового упадка компании, во многом из-за хлынувших на американский рынок недорогих японских моделей. Одним из следствий такого положения дел стал выход «Харлея» из состава «AMF». Тактически верным шагом было увеличение (при поддержке администрации Президента) пошлин на ввозимые в страну мотоциклы с моторами, рабочий объем которых превышал 700 куб.см. Попутно конструкторы компании были озабочены повышением качества своей продукции и снижением производственных издержек. Результатом этого стал «Стрипстер», представлявший собой урезанный в комплектации «Спортстер», что благоприятно отразилось на его цене. Напротив, модель «XR 1000 R» была ориентирована на ценителей (998 куб.см., 70 л.с.). В середине восьмидесятых годов была представлена целая серия круизеров «Софтэил», отличительной чертой которых стала спрятанная за двигателем задняя подвеска, замаскированная под жесткую. Новые же «Спортстеры» стартовали в 1985 году с обновленным двигателем «Эволюшн» (883 куб.см. 50 л.с. в одном варианте и 1101 куб.см. и 54 л.с. в другом). Веяния моды на стиль ретро не остались незамеченными и в конце восьмидесятых было выпущено несколько моделей, которые копировали внешний вид мотоциклов 40-х – 50-х годов.

К девяностым годам была подготовлена серия мотоциклов для военных нужд, представлявших собой мотоциклы двойного назначения «Ротакс». Мотор их имел рабочий объем 504 куб.см., а мощность исчислялась 27 л.с.). В 1994 году «Харлей» начал участвовать в престижных гонках «Супербайк», для которых был разработан « VR1000», комплектовавшийся тысячекубовым двигателем жидкостного охлаждения мощностью 135 л.с.
Таким образом, к началу девяностых годов модельный ряд компании насчитывал три основных линейки – «Спортстер», «Софтэил» и «Электроглайд» (туристические мотоциклы на основе классических «Электроглайдов»), к которым вскоре добавилась «Дина Глайд», обладавшая ярким спортивным обликом и мотором рабочим объемом 1338 куб.см. Последний, вместе с «туристами», к концу девяностых обрели новый мотор «Твин Кэм», особенностью которого был индивидуальный распредвал для каждого цилиндра. Наконец, еще одним прорывом стала дебютировавшая в 2001 году серия V-rod. «Изюминкой» этой линейки стал созданный совместно с конструкторами «Порше» двухцилиндровый V-образный двигатель, в котором нашли применение жидкостное охлаждение, два верхних распредвала и новая система впрыска топлива.

Сегодня легенда жива и продолжает радовать своих поклонников новыми моделями, причем в разных ценовых категориях. Интересно, что компания не оставляет своих покупателей – существует всемирное общество обладателей мотоциклов этой марки. Однако «Харлей Дэвидсон» продолжает оставаться «мотоциклом не для всех», он не предназначен для езды на работу и обратно. Наверное, это хорошо.

Fozzy
ПОДЕЛИТЬСЯ